Народная артистка Дагестана Ларина Махмудовна Омарова известна зрителям Лакского театра как разнохарактерная интересная, требовательная к себе артистка.
Сорок пять лет тому назад появилась она на сцене Лакского театра в дипломном спектакле лакской студии Ереванского театрального института «Из-за чести» А.Ширванзаде. Молодая артистка играла в спектакле роль Еранун, женщины солидного возраста и сложной судьбы, жены деспотичного и замкнутого буржуа Элизбарова. Она ходит как тень. Вся выцветшая, блеклая, как будто уже отжила свое. Это добрая, честная женщина, которой чужды все грязные делишки мужа и неуемная жизнь детей.
И параллельно в другом дипломном спектакле лаской студии она играла Катерину в «Грозе» А.Островского. В газетах «Комсомолец Дагестана», «Дагестанская правда», в газетах на национальном языке Лакского, Кулинского и Новолакского районов с восторгом писали и о спектаклях, и об игре начинающей артистки Л.Омаровой. И с тех пор в творческой биографии Л.Омаровой достойное место занимали образы самых разных героинь – положительных и отрицательных, молодых и пожилых, комических, драматических, сатирических и лирических персонажей.
Более 70 ролей сыграла на сцене родного театра Ларина Махмудовна. Главные, ведущие и эпизодические, все они, независимо от степени значимости исполнялись артисткой Л.Омаровой, вкладывая свои душевные, физические и умственные способности, знания и умения, приобретенные в процессе обучения, свои наблюдения и жизненный опыт. Это хитроумная и веселая Марианна в «Забавном случае» К.Гольдони и неловкая во всем, зажатая, угловатая Супайнат в «Горянке» Р.Гамзатова, взбалмошная, юморная Тёща в спектакле «Моя тёща» Г.Хугаева, глубоко несчастная, разрывающаяся между двух огней Мария Бонифатьевна из «Кабанчика» В.Розова. Ларина Омарова показала, что она одинаково убедительно и достаточно комфортно чувствует себя как в драматических, так и в комических ролях, создавая и положительные, и отрицательные образы. Вместе с тем, по признанию самой артистки, с годами более уютно она чувствует себя в ролях горских женщин, в характерах узнаваемых типажей с обобщающими чертами и уникальными, неповторимыми оттенками, интонациями и своеобразными штрихами индивидуальности. Такова ее Шахсалан в спектакле по пьесе В.Эфендиева «Очаг Шахсалан», о которой московский театровед Н.Старосельская отозвалась кратко и емко: «блистательная работа Л.Омаровой». Или коварная предприимчивая двуликая Маяханум в «Любовь и слезы» С.Касумова с помощью которой мать Патимат из Кумуха сумела похоронить любовную историю бедного Маллея из Балхара и своей высокородной дочери.
Она и сегодня продолжает открывать новые краски и тональности своего сочного многогранного таланта, который не умещается в рамках одного амплуа и жанровых признаков. И в комедии Н.В.Гоголя «Женитьба», и в драме Ф.Г.Лорки «Дом Бернарды Альбы», и в пьесах национальных авторов «Упрямый козел» А.Хамидова, «Парту Патима» М.Алиева, «Обманутая любовь» Б.Рамазанова, «Провинциальные анекдоты» А.Вампилова и др. конкретные национальные и индивидуальные человеческие черты органически сочетаются с обобщенными общечеловеческими, придающими ее сценическим образам общественную значимость и социальное звучание.
В подтверждение сказанного можно вспомнить высказывания московских критиков, членов жюри на международном фестивале в г. Владикавказ о спектакле «Дом Бернарды Альбы», что старшие артистки Лакского театра им напомнили старух Малого театра, а о Л.Омаровой сказали, «она нигде не нарушает природу образа – ни в речах, ни в жестах, ни в манере поведения… она несет свою тему, нигде не изменяя логике характера…».
Вклад Ларины Махмудовны Омаровой в развитие актерского искусства республики высоко оценен, ей присвоено звание Народная артистка Дагестана, награждена почетными грамотами Министерства культуры РД и Профсоюза работников культуры республики, стипендией Президента Республики Дагестан.
Поздравляем Ларину Махмудовну Омарову с замечательным юбилеем и пожелаем ей крепкого здоровья, больших творческих успехов и творческого долголетия!
Гулизар Султанова.